Поиск по сайту
Перейти к контенту

Главное меню:

Методическое сопровождение ФГОС | Введение ФГОС в школе

 

Введение ФГОС ООО - одна из инноваций в современном образовании

Инновацией в образовании называют целенаправленное изменение, вносящее в систему новые элементы, вызывающие ее переход из одного состояния в другое (М.М.Поташник, В.С.Лазарев)

Для эффективного протекания инновационных процессов в школе требуются инновационные подходы к построению систем их методического обеспечения. Одним из таких подходов является проектирование систем методического сопровождения инновационной деятельности школы.
Сопровождение - совместное развитие на основе возникновения, преобразования и смене одних форм совместности, единства, события другими формами – более сложными и более высокого уровня развития. В связи с этим методическое сопровождение инновационных процессов в школе предполагает не прямое применение готовых к использованию программ, методических пособий и пр., а совместную деятельность участников инновационного процесса, направленную на проектирование методических условий, необходимых для эффективного протекания инновационных процессов. Термин «методическое сопровождение» делает акцент на длительность, непрерывность, последовательность этих процессов, исключая эпизодическое.

Данное взаимодействие предполагает сформированность достаточного уровня инновационного потенциала всех субъектов этого взаимодействия, в первую очередь, педагогического коллектива школы.

Инновационный потенциал педагогического коллектива – это способность к саморазвитию и реализации в сфере образования новых идей, проектов, технологий.

Система показателей инновационного потенциала педагогического коллектива:
1. Восприимчивость педагогов к новшествам;
2. Готовность педагогов к освоению новшеств;
3. Степень новаторства педагогов: чем значительнее преобладание в педагогическом коллективе «новаторов», «передовиков», «умеренных», темь выше степень.
4. Степень творческой активности членов педагогического коллектива;
5. Развитость коммуникативных связей педагогов;

Основные группы условий развития инновационного потенциала педагогического коллектива:
• Психолого-педагогические, способствующие формированию психологических механизмов развития инновационного потенциала:
- отсутствие строгого регламентирования деятельности, жестко заданных норм;
- предоставление педагогам свободы выбора содержания и форм в соответствии с их личными потребностями и возможностями;
- ориентация педагогов на кооперацию, а не на конкуренцию; формирование отношений, предполагающих доступность собственного опыта для других и открытости их для чужого опыта;
- создание у педагогов ситуации успеха.
• Организационно-педагогические:
- наличие цели, которая становится ядром творческой деятельности коллектива;
- диагностика инновационной деятельности педагогов как по процессу, так и по результату, акцент на положительных промежуточных результатах;
- создание группы единомышленников: учащихся, учителей, администрации, родителей, связанных общностью целей, установок;
- привлечение к организации образовательного процесса потенциала научных кадров высших учебных заведений
- эффективная организация и непрерывное совершенствование научно-методической работы;
- организация управленческой деятельности, мотивирующей и оптимизирующей творчество педагога: вовлечение в совместную деятельность по планированию образовательного процесса, гарантия свободы творческой деятельности, обобщение и распространение передового педагогического опыта, материальное стимулирование, наличие в школе демократических начал в управлении и социальная защищенность членов педагогического коллектива.

Система управления инновацией в образовательном учреждении
• Информирование коллектива о решении осуществлять инновацию и организация ряда общих обсуждений ее замысла, выработка общего видения.
• Принятие решения об осуществлении каких-либо изменений (которое может выработаться в процессе коллективного обсуждения ситуации и существующих проблем вместе с учителями, родителями и управленцами разных уровней)
• Создание рабочей группы по разработке проекта инновации.
• Определение действий по созданию условий, максимально мотивирующих педагогический коллектив к вхождению в инновационный процесс.
• Организация постоянного мониторинга реализации инновации.
• Определение способов уменьшения или преодоления сопротивления изменениям.
• Оценку и использование ресурсов (кадровых, материальных, финансовых) в приоритетных направлениях.
• Определение критериев и процедуры оценки изменений (результатов).
• Определение способов и создание условий для повышения компетентности педагогического коллектива, необходимой для достижения необходимых результатов.
• Постоянное информирование коллектива о ходе реализации изменений.
• Установление связей с теми образовательными учреждениями, в которых уже планируются или запущены сходные инновационные процессы.
• Привлечение внешних экспертов и консультантов по вопросам осуществления инноваций в образовании.
• Проведение внутреннего аудита (самообследования) хода реализации инноваций.


Оперативный анализ хода изменений:

• Периодически проводить с учителями, участвующими в инновационной деятельности, собеседование с целью определения уровня понимания основных целей, результатов и способов их достижения в организации образовательного процесса.
• Периодическое посещение занятий и определение степени соответствия между декларированными целями и реальными способами их достижения. Анализ вместе с учителем работы по организации занятий, определение реальных целей и возможных результатов.
• Анализ деятельности учащихся с позиции внешнего эксперта и определение возможности достижения ими в данной организационной структуре желаемых образовательных результатов, а также соответствие этой структуры возможностям данного ребенка.
• Оценка эффективности используемых педагогических средств для достижения поставленных целей.
• По ходу реализации инновационных программ фиксация всех положительных и отрицательных последствий проводимых изменений применительно к конкретной ситуации образовательного учреждения.
• Заключение организаторов инновационных процессов о положительных и отрицательных сторонах реализации инновационных программ на основе наблюдений.
• Организация семинаров для педагогов, реализующих инновационные программы, с привлечением всех желающих по проблемам, возникающим по ходу инновационной деятельности.
• Организация посещений учителями занятий своих коллег, работающих в данном инновационном направлении.


 
Хостинг предоставил Интернет Хостинг Центр
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
mega-talant.com
Назад к содержимому | Назад к главному меню