Обобщающие слова при однородных членах предложения - Всё на пять!

Поиск по сайту
Перейти к контенту

Главное меню:

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Соки нони http://www.nonifruit.com.ua.
Обобщающие слова при однородных членах предложения

После того как вы усвоили основные положения, связанные с расстановкой знаков препинания при однородных членах, закрепление навыков продолжается в работе над обобщающими словами. Анализируя примеры, вы убедитесь, что обобщающие слова - это более широкие, родовые понятия. Они могут быть выражены одним, словом (никогда, никуда, никто, ничего, всегда, везде, всюду, все, все они, птицы, деревья, мебехь, одежда и др.) или сочетанием слов (времена года, явления природы, средства связи и др.).
Однородные члены имеют более узкое по отношению к обобщающему слову значение, они раскрывают его содержание, конкретизируют его.

1.   Из данных слов составить предложения, сделав слова науки, виды искусства, машины обобщающими.

Археология, трактор, театр, музыка, история, станки, балет, физика, живопись, минералогия, скульптура, экскаватор, медицина, графика, токарный станок, сеялка, математика, трактор, геология, кибернетика.

2.   Составить предложения с данными однородными членами. Подобрать к ним обобщающие слова.

1) Окреп, поправился, загорел (поздоровел, хорошо отдохнул). 2) Летал самолетом, ездил на оленях, плавал на плотах, ходил пешком (много путешествовал, странствовал). 3) Много читал, делал выписки конспектировал (упорно работал, много занимался).


3. Подобрать обобщающие слова к однородным членам и перестроить каждое предложение так, чтобы однородные члены были во всех трех позициях.
1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода. 2) Радость и горе, бедность и непосильный труд пришлось испытать ему в детстве. 3) Запах черемухи чувствовался в саду, в доме, на улице. 4) Наш литературный язык создавался Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Толстым и другими. 5) Рабочие, колхозники, советская интеллигенция принимали участие в восстановлении народ-ного хозяйства в послевоенные годы. 6) Студенческие строительные отряды работали и на Алтае, и в Сибири, и на Украине, и на целинных землях.

Нужно подчеркнуть, что однородные члены и обобщающие слова являются одним и тем же членом предложения и что сказуемое всегда согласуется с обобщающим словом.

4. Указать, какими членами предложения являются однородные члены и обобщающие слова. Списать, вставляя
пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

1)   Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем
2)   Растения в пустын.. совсем особенные очень крепкие без листьев не дающие тени. 3) От дома от деревьев от голубятни и галереи от всего побежали далеко длинные тени (Гонч.). 4) Местоположение усадьбы было хорошо пр..ветливо уединенно пр..вольно (Т.). 5) На стройк.. ребята много работали носили кирпичи укладывали его уб..рали мусор. 6) Все это цветы блестки звуки и запахи давило на глаза (М. Г.).

5.   Подобрать к данным обобщающим словам однородные члены и составить предложения, использовав все варианты постановки знаков препинания при обобщающих словах.
Перелетные птицы. Зимующие птицы. Музыкальные инструменты.


6.   Сопоставить предложения, разобрав их по членам предложения, объяснить знаки препинания.
1)   Лесть, ложь, предательство - самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство - все самые отвратительные пороки были в этом человеке.
2)   Иванов, Николаев и Смирнов - отличники нашего класса. На смотр поехали Иванов, Николаев и Смирнов - все отличники нашего класса. 3) Береза, рябина, клен, черемуха - лиственные деревья. Береза, рябина, клен, черемуха - все эти лиственные деревья высажены возле наших домов.


В некоторых случаях, когда имеется несколько однородных членов с зависимыми словами или когда автор хочет что-то подчеркнуть, обобщающее слово может повторяться дважды: перед однородными членами и после них, тогда после первого обобщающего слова ставится двоеточие, перед вторым - тире.

7.   Объяснить расстановку знаков препинания.

I) Каждая мелочь: разбитый цветочный горшок и позабытая фотография, старая кукла или лошадка без гривы, осколки чашки или тарелки - все напоминало ему о далеком детстве. 2) И все мне дико, мрачно стало: родная куща, тень дубров, веселы игры пастухов - ничто тоски не утешало (П.). 3) Все: лицо, походка, взгляд, голос - все вдруг изменилось в Наташе (Л.Т.). 4) Все это - шум, говор и толпа людей - все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу (Г.). 5) Вся природа: и лес, и вода, и печальные холмы - все горит точно багровым заревом (Гонч.). 6) Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло: племен
минувших договоры, плоды наук, добро и зло, и предрассудки вековые, и гроба тайны роковые, судьба и жизнь в свою чреду,- все подвергалось их суду (Я.)

Часто встречается постановка двоеточия при отсутствии обобщающего слова, обусловленная неверной интонацией, поэтому очень полезно сопоставить предложения с обобщающим словом и без него.

9. Объяснить постановку знаков препинания и правописание выделенных слов.

1) Нас поражала природа этого края: море, горы, горные реки, леса. Нас поражали своей красотой море, горы, горные реки, леса. 2) Повсюду виднелись вспаханные поля, ухоженные сады, прекрасные дороги. Повсюду виднелись следы человеческого труда: вспаханные поля, ухоженные сады, прекрасные дороги. 3) Марко Поло побывал в Китае, Индии, Монголии и других азиатских странах. Марко Поло побывал во многих азиатских странах: в Китае, Индии, Монголии. 4) По произведениям Пушкина создавали оперы Чайковский, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Рахманинов. По произведениям Пушкина создавали оперы многие композиторы: Чайковский, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Рахманинов. 5) Мы собирали опавшие листья клена, дуба, березы и осины. Мы собирали опавшие листья разных деревьев: клена, дуба, березы и осины. 6) В корзине было два тетерева и утка. В корзине была дичь: два тетерева и утка. 7) На дворе послышались голоса, и через несколько минут в комнату вошли Сережа, Валя и Климка. На дворе послышались голоса, и через несколько минут в комнату вошли друзья Павла: Сережа, Валя и Климка.


Двоеточие при отсутствии обобщающего слова ставится только в деловой и научной речи, если надо предупредить, что дальше идет перечисление, а также если однородные члены выделяются нумерацией или предваряются словами: присутствовали, слушали, постановили, решили и др. (На совещании npucyтствовали: директор, завуч и все классные руководители)

Часто за обобщающее слово принимают какой-либо другой член ,едложения, забывая, что однородные члены и обобщающие слова лжны быть одинаковыми членами предложения. Для предупреж-ния этой ошибки приводим ряд упражнений.
    
10. Разобрать данные предложения по членам, ввести в них обобщающие слова. Почему выделенные слова не являются обобщающими?

1) В холод и в зной, утром и днем, вечером и ночью метеорологи непрерывно ведут свои наблюдения (всегда). 2) Ни в воздухе, ни на воде, ни под землей никогда не должно быть ядерных взрывов (нигде). 3) Литература, музыка, живопись всегда интересовали его (все виды искусств).

11.   Графический диктант:

1) На всем: на полу, на стульях, на столе без скатерти - лежал толстый слой пыли (Сим.). 2) Все это: и звуки, и ночь, и мороз - было как будто далеко-далеко от меня (Гарт.). 3) И много у него добра: мехов, атласа, серебра - и на виду и под замками (П.). 4) На фабриках, на заводах, в парках и на площадях - везде происходили митинги. 5) Каждый из трех главных героев: учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Чимша-Гималайский, помещик Алехин - расска-' зывали по одной истории (Ч.). 6) В полусвете все видно: и рифы, и взморье зеркальное, и обрывы прибрежных холмов (Бун.). 7) Длинные желтые закаты, влажно-черные стволы тополей, птичий грай в еще голых ветвях - все в эту весну манило и тревожило Сережу (Г. Ник.).


Теперь ряд упражнений для закрепления всей темы.

12.   Расставить знаки препинания и объяснить их. Вставить пропущенные буквы.

1) (Не)нависть к немцам мысль о необходимости стойко держаться ощущение собственной беспомощности беззащитности стремление наметить какую(то) определен..ю линию поведения все это мгновенно овладело всем существом Анатолия (Б.Чак.). 2) О жизн.. работ., внешност.. и характер., великого казахского поэта Абая нет (ни)каких печатных и письменных данных н.. личного архива н.. дневников н. писем н.. м..муаров н.. просто зафиксированных воспоминаний о поэте (Газ.). 3) Благородство (не)пр..м..римость к фальши (не)любовь к позе строгость к себе (не)довольство написанным способность радоваться за другого (не)расчетливость горячность щедрость (не)истр..бимый юмор все эти качества вместе взятые образовали натуру внутренне цельную (Сим.). 4) Навечно вошли в историю русского освободительного движения навечно вписаны в наше сознание и память Рылеев и Муравьев-Апостол Бестужев-Рюмин и Каховский Пестель и Раевский Одоевский и Лунин десятки и сотни солдат и офицеров отдавших жизнь или пожертвовавших личным счастьем и прошедших мучительный путь от Петропавловской крепости до сибирских рудников во имя счастья России и ее народа. 5) Самые казалось бы (несоединимые черты мечтательность и действенность полет фантазии и практицизм любовь к добру и беспощадность широта души и трезвый расчет страстная любовь к радостям земным и самоограничение эти казалось бы несоединимые черты вместе создали (не)повторимый облик целого поколения (Фад.). 6) К числу дичи принадлежат не одни птицы и звери как(то) медведи олени кабаны дикие козлы зайцы (Акс). 7) Все здесь мне по душе и дали и холмы и мхи и озера и реки и облака все мое знакомое близкое.

13. Текст для диктанта:

В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. Один из лучших художников этого жанра - Шишкин. Русская природа - основная тема его творчества. В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника.
Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровныя...", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие.
"Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате - в разные времена года, в различные часы дня. Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы - привлекало внимание художника. Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.

 
 
Супер-ВИДЕО
 
последнее обновление
Назад к содержимому | Назад к главному меню