Однородные члены предложения - Всё на пять!

Поиск по сайту
Перейти к контенту

Главное меню:

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения

С основными правилами постановки запятой между однородными членами вы познакомились. Поэтому можно проводить тренировочные работы по этой теме на более сложном материале: отработать постановку запятых в разных группах однородных членов.

1. Найти однородные члены в данных предложениях. Какими частями речи они выражены? Объяснить правописание выделенных слов, разобрать их по составу
1) Посетители выставки с интересом осмотрели национальные костюмы, вышивку, изделия из металла, стеклянные вазы, украшения из перламутра, привезенные с далеких островов. 2) На совещание люди пришли обменяться опытом, понять допущенные ошибки, наметить план дальнейшей работы. 3) Человек Шел быстро, размеренным шагом, не оглядываясь по сторонам.

2.   Выбрать из любого художественного текста предложения с распространенными однородными членами.

3.   Найти однородные члены. Какие это члены предложения? Сделать морфологический разбор выделенных слов, объяснить их правописание.

1)   С первым лучом солнца он уже был на ногах и с первым отходившим поездом уезжал на линию (Г.-М.).
2)   Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал несколько шагов вперед (Гонч.).
3)   Изредка ему нравилось сюрпризом устроить для своей молодежи неожиданное развлечение и самому принять в нем участие (Купр.). 4) И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (П.).


4.   Найти ошибки в построении предложений, объяснить
их и исправить.

I) Наташа помогала матери по хозяйству, следила и укладывала спать маленького братишку. 2) Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 3) Несколько человек пытались решить и задумались над задачей.
4)   Я люблю бокс, хоккей и плавать в бассейне. 5) Все мы радовались и гордились успехом команды.
6) Залогом успеха является контроль и руководство за университетской работой.

5.   Указать, к какому существительному относится определение. Почему вы так думаете?
I) Милая Катя и Лена, приезжайте поскорее. 2) Во дворе стояли каменный дом и амбар. 3) Все убранство комнаты составляли старинный стол, комод и диван. 4) На женщине было цветастое платье и платок.


6.   Подчеркнуть однородные члены, определить, какими членами предложения они являются. Объяснить расстановку запятых.

1)   Он любил степи, и широкие реки, и дремучие леса своей родины, но больше всего любил он ёе людей
2)   Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (П.). 3) Петра I, и стрельцов, и царевну Софью, и удалых покорителей Сибири, и самих сибиряков увидите вы на картинах Сурикова. 4) Тут был и старинный сундучок, и часы в футляре, похожем на ящик, и комод со множеством отделений (Чубак.). 5) И жизнью своей, и смертью, своими книгами и письмами Сент-Экзюпери сумел о многом рассказать людям.


7.   Заменить союз и возможными союзами: не то - не то; то - то; не только..., но и; как..., так и. Как изменится смысл предложения? Расставить запятые.

I) О своем предполагаемом приезде я писал и тебе и отцу. 2) В дом отдыха можно ехать и поездом и автобусом. 3) Лунный свет поблескивал и на стеклах окон и на глади реки и на штыке часового. 4) На лице у него попеременно выступал и страх и тоска и досада.


8.   Составить предложения с данными однородными членами, используя, кроме союза и, другие подходящие союзы.
I) В поле, в саду, на огороде. 2) Токари, сборщики, электрики. 3) Быстро, ловко, с удовольствием. 4) Добрый, чуткий, отзывчивый.


9.   Ответить на вопросы, используя однородные члены с различными союзами: и, а, как..., так и.
I) Какие моря и океаны омывают Африку? 2) С каким государствами граничит Люксембург?


10.   К выделенному члену предложения подобрать однородные члены, присоединив их различными союзами

Образец: Жилые дома строятся при п новейшей техники. Жилые дома, промышленные объекты, гигантские мосты строятся при помощи новейшей техники.
1)   Днем и ночью раздается гром орудийных залпов.
2)   Забота о молодых слесарях легла на плечи наставников. 3) О боевом подвиге советских пехотинцев рассказывают страницы этой книги. 4) Отец приучал Сергея к труду.

Следующие упражнения рассчитаны на закрепление знаков препинания при однородных членах, соединенных попарно. В упражнение лучше вводить смешанные предложения, где, наряду с парами, имеются отдельные однородные члены.

11. Расставить знаки, соединив данные однородные члены различными союзами попарно (и, не только..., но и, как..., так и).
1) Геологов не пугали морозы, тайга, непроходимые болота, вьюги, ночевки под открытым небом, встречи с дикими животными. 2) Я люблю математику, физику, художественную литературу, музыку, живопись, театр. 3) Москва богата театрами, музеями, стадионами, парками, выставками. 4) В первых письмах с Аляски брат рассказывал о дикой тайге, о ее покорителях, о трудностях быта, об их преодолении, о тяжелой работе, о машинах, облегчающих труд.

12. Соединить однородные члены союзами так, чтобы были одиночные и попарно соединенные однородные члены.
1) Драматические артисты, певцы, поэты, писатели, художники, музыканты в дни Великой Отечественной войны тоже вносили свой вклад в победу. 2) Ученые, инженеры, конструкторы, техники, рабочие различных специальностей участвуют в создании новых машин. 3) Живопись, графика, скульптура, настенная роспись украшают наши дома снаружи и внутри. 4) Дятлы, зяблики, синицы, соловьи, совы обитают в наших лесах.

Опыт показывает, что затруднения вызывают предложения с двумя или несколькими рядами однородных членов.

13. Разобрать по членам следующие предложения и объяснить знаки препинания. Объяснить правописание
выделенных слов.

1) Обломов был расстроен и письмом старосты, ц предстоящим переездом на квартиру и отчасти утомлен трескотней Тарантьева (Гонч.). 2) Выстрелы теперь слышались ближе и чаще со стороны степи, и со стороны пруда, и с одного конца улицы, и с другого (А.Н.Т.). 3) Агроном осмотрел посевы пшеницы и гороха и что-то записал в блокнот. 4) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. 5) Он не расставался с альбомом и карандашом, и делал наброски палубных матросов, кочегаров и офицеров, и рисовал на стоянках пейзажи и людей. 6) Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому. 7) Наш проводник прекрасно осведомлен о повадках диких зверей и хищных птиц и великолепно ориентируется в поде, в лесу и на болоте. 8) Люди и животные пытались спастись от потоков воды и свирепого ветра и метались в поисках подходящего убежища.

Закрепляя расстановку знаков препинания при однородных членах, предлагаем сопоставить предложения с однородными членами, соединенными союзом и, со сложносочиненными предложениями с союзом и.

14.   Переделать простые предложения в сложносочиненные, и наоборот. В каждом предложении расставить знаки и
подчеркнуть главные члены.

Образец: Ученые чпинтерег.пЛапись находкой и начали раскопки кургана. Ученые заинтересовали^? находкой, и начались раскопки кургана.
1) Блеснула молния и на мгновение осветила все вокруг. 2) Он выдержал экзамены и был принят в институт. 3) Гляжу я на вас сейчас, и мне вспоминается прошлое. 4) Всадник пришпорил лошадь, и скоро его не стало видно.

15.   Расставить знаки, объяснить правописание выделенных  слов.
Всеми обиженное всеми униженное никем не привеченное почти не замеченное я бедное бедное страдательное причастие прошедшего времени. У меня есть как приставка так и поясняющее слово. Однако самое дорогое для меня - нн в суффиксе. Но потеряю я приставку и пояснительное слово и одно н сразу уходит от меня. А я так часто бываю рассеянным и что-нибудь теряю. И нет у меня никакого просвета никаких надежд. Даже будущего времени у меня не бывает. А разве легко жить без будущего или надежд на него? Хоть бы вы ребята узнавали меня и не забывали сохранять мои любимые нн в суффиксе.
(По Ф. Кривину)


Однородные и неоднородные определения




 
 
последнее обновление
Назад к содержимому | Назад к главному меню