Поиск по сайту
Перейти к контенту

Главное меню:

Простое предложение 2

 
 
Простое предложение. виды, упражнения

7.   Простое предложение заменить сложным с союзом и
так, чтобы одно из них было безличным. Изменится ли
при этом смысл предложения? Подчеркнуть главные
члены в обоих вариантах.
Образец: Я заплакала и почцвствовала облегчение.
Я заплакала, и мне стало легче.
1) Он страдал от жары и почувствовал облегчение только в прохладном помещении. 2) Я хотел выполнить эту работу сам и сказал об этом отцу. 3) Ребенок был возбужден и не хотел спать. 4) Пройти здесь он не мог и повернул назад.
8.   Продолжить предложения так, чтобы союз и соединял:
1)   два предложения (Стало холодно, и ребята разошлись); 2) однородные члены (стало холодно и тоскливо). Определить вид каждого предложения.
1) Всем было хорошо и... . 2) Больной простудился и... . 3) Испытание машины было закончено и... . 4) Раненому сделали повязку и... . 5) Осенним утром меня одели по-праздничному и... .

После работы с назывными предложениями снова проводим репление на сложных предложениях, в состав которых уже войдут, ме ранее пройденных, назывные.
9.   Переделать сложные предложения в простые, а простые -в сложные. Главные члены предложения подчеркнуть.
Образец: 1) Первое препятствие, и он падает дихом. При первом препятствии он падает духом.
2)   В жаркий день мы изнываем от зноя. Жаркий день, и мы изнываем от зноя.


8.   К назывным предложениям добавить двусоставные, определенно-личные, неопределенно-личные, безлич-
ные, образуя сложное предложение.
Образец: Каникулы, и ребята уезжают в лагерь. Каникулы, и уезжаем в лагерь. Каникулы, и нас отправляют в лагерь. Каникулы, и нам хочется в лагерь.
1) Весенний день. 2) Удар грома. 3) Проливной дождь. 4) Звуки музыки. 5) Праздничный день. 6) Трудная задача.

9.   Придумать все возможные виды односоставных
предложений на данную тему.

Образец: Скоро наступят майские дни. Обязательно пойдем на майские дни в школу (определенно-личное). В школе готовятся к майским дням (неопределенно-личное). В майские дни в школе бывает очень весело (безличное). Веселые майские дни (назывное).
1) Мы решили трудную задачу. 2) Экскурсия оказалась очень интересной.



10.   Определить вид предложения. Подчеркнуть главные члены.

1) Бездонный воздух. Тишина и свет. Снег и небо, оторваться трудно (В.Ин.). 2) Нет безобразия в природе (Я.). 3) Тихая, теплая и звездная ночь. Пахнет сухим сеном (Пришв.). 4) Покатилось лето под гору. Август. Тихие деньки. Подложив туманы под голову, сонно бродят родники (Д.Сам.). 5) Глухая ночь сгущает краски, и поневоле страшно нам. В такую полночь без опаски подходят волки к деревням (Сол.).

11.   Найти главные члены, определить вид предложений, объяснить правописание частиц и местоимений.
Частицы бы, ли, же, несмотря на свое служебное положение, вполне самостоятельны, и пишут их обычно отдельно от других слов. Каждая из них занята своим делом в предложении. В свободное время частицы разговаривают между собой. Частица бы мечтает: "Мне бы быть подлежащим. Тогда бы можно было навести порядок в тексте". Частица ли сомневается: "Ой ли, тебе ли наводить порядок". Частица же, успокаивая их, утверждает свое: "Да перестаньте же, у нас же и так порядок". Но ничего никому никто доказать не может. По-прежнему бы мечтает, ли сомневается, же утверждает. И нельзя прожить без одной из этих частиц. Попробуйте ни в чем не сомневаться, ничего не утверждать, ни о чем не мечтать. Сможете прожить? Не сможете.
(По Ф. Кривину)


Текст для диктанта с грамматическим заданием. Определить виды предложений.

Об этом солдате в Вене рассказывали удивительные истории. Всюду находились очевидцы его подвигов. Верхом на лошади нельзя воевать в городе, а он воевал. В одном месте уничтожил гранатой вражеский пулемет, в другом - захватил в плен группу фашистов, в третьем - помог сражавшимся бойцам и оглушил прикладом несколько немцев. Но однажды подстрелили его лошадь, и ему пришлось ползком добираться до командного пункта. Возле командного пункта его встретил капитан и приказал: "Ползи сюда быстрее, а теперь вставай. Здесь уже безопасно".
Солдат приподнялся на колени, и тогда стало видно, что он без сапог, а из-под тряпки предательски виднелся грязный бинт. Теперь все поняли, почему солдат воевал верхом. Ему помогли сесть на скамью, начали расспрашивать. Паренек подорвался на мине, и ему оторвало часть ступни. На найденной где-то лошади он удрал из госпиталя. "Да ведь тебя могли убить на твоей лошади", - сказали ему. "Я не думал о смерти. Нельзя лежать на койке в такое время", - ответил он.
Пришлось все-таки пареньку отправиться в госпиталь, но за боевые подвиги его представили к награде.
(По Г. Холопову)


 
 
 
Хостинг предоставил Интернет Хостинг Центр
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
mega-talant.com
Назад к содержимому | Назад к главному меню