Поиск по сайту
Перейти к контенту

Главное меню:

Работа с текстами

 
 
Работа с текстами


Особенности работы с текстом в курсе ОРКСЭ


Работа с текстом,  чтение историй,  художественных рассказов, фрагментов священных книг,  притч,  агиографических повествований и т.д. является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ. Эти тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры,  проникнуть в смысл символического языка,  попытаться понять главную нравственную идею,  заключенную в этих текстах.  Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ следует ставить в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения и ориентироваться на  достижение предусмотренных им результатов,  которые,  в частности, предусматривают:
•  адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
•  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
•  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,  осознанного  построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
•  готовность слушать собеседника и вести диалог;  готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

В школе и ВУЗе часто приходится писать и сдавать курсовые на разные темы: история, культура, искусство, языки... Курсовые на заказ в Уфе делают быстро и профессионально, да и для других городов можно воспользоваться.

Коммуникативные умения и навыки,  которыми должен овладеть обучающийся, включают в себя:  
• умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания —слушание;  
• навыки изучающего чтения;  
• умение ведения диалога и построения монологического высказывания —говорение;  
• умение,  осмысливая тему и основную мысль  (идею)  высказывания, собирать и систематизировать материал,  составлять план,  пользоваться различными типами речи,  строить высказывание в определенном стиле,  совершенствовать высказывание — письмо, говорение.

Чтение – это способность человека к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей,  развития знаний и возможностей,  для активного участия в жизни общества.  Процесс чтения подразумевает решение целого ряда    познавательных и коммуникативных задач:  
• понимание (общее, полное, критическое),  
• нахождение конкретной информации,   
• интерпретация содержания,  и др.  

Основными видами чтения являются:
• ознакомительное чтение,  направленное на извлечение основной
информации или выделение основного содержания текста;
 
• изучающее чтение,  имеющее целью извлечение полной и точной
информации с последующей интерпретацией содержания текста;
   
• поисковое/просмотровое чтение,  направленное на нахождение
конкретной информации, конкретного факта;  

• рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом
умений:  
 умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;  
 понимать основную мысль текста,  прогнозировать    последовательность изложения идей текста;  
 сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;  
 выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; понимать назначения разных видов текстов;  
 сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;  
 переносить информацию текста в виде кратких записей;  
 ставить перед собой цель чтения,  направляя внимание на полезную в
данный момент информацию;  
 анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе
чтения,  получения и переработки полученной информации и ее
осмысления.

У педагога есть огромный выбор в организации форм работы с текстом:
«чтение-погружение»,  аналитическое чтение,  словарная работа с текстом,
составление конспекта, составление аналитического плана текста и т.д


Особенности работы
с притчами в процессе преподавания курса ОРКСЭ. Притча - дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение  (глубинную премудрость).
Греческое слово paraboly означает соположение разных вещей друг с другом с целью их сравнения.  Это был технический термин для обозначения фигуры речи в древнем ораторском искусстве. Поскольку основными стилистическими приемами в притче являются сравнение,  метафора,  аллегория –  именно этот жанр представляет собой наибольшую сложность при анализе младшими школьниками.  Несмотря на то,  что школьники часто интуитивно улавливают
аллегорический и метафорический характер притч,  тем не менее,  им бывает трудно раскрыть их смысл и значение.  Кроме того,  все сакральные тексты  используют аллегорию и метафору, поэтому, когда, например, в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур»  или  «Основы иудейской культуры»  учитель рассказывает о переходе иудеев по дну Красного моря,  учащиеся нередко начинают спорить: что это – обычная легенда или образное описание необычайно сильного отлива,  позволившего древним иудеям пройти по дну,  тогда как гнавшихся за ними египтян уже захлестнуло наступающей волной. При этом главное символическое значение исхода из Египта как избавление от рабства (не только физического, но и духовного) остается на втором плане.

Еще одним существенным моментом при работе с притчами является воссоздание культурного и исторического контекста,  в котором созданы эти притчи.  В качестве примера,  рассмотрим известную христианскую притчу о мытаре и фарисее.
«Сказал же и некоторым,  уверенным в собственной праведности и уничижавшим
остальных,  такую притчу.  Два человека вошли в храм помолиться:  один –  фарисей,  а
другой – мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не
как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь. Пощусь
два раза в неделю, даю десятину от всего, что приобретаю». Мытарь же,  стоя вдали, не
смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко
мне, грешнику». Говорю вам: этот пришел в дом свой оправданным, а не тот. Ибо всякий,
возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён буде
т» (Лк. 18,10-14)

Глубинный смысл этой притчи останется закрытым для детей,  если учитель не объяснит им характер исторической и культурной антиномии «мытарь–  фарисей».  На территории древней Палестины и среди иудейского народа именно фарисеи были одной из наиболее могущественных религиозных групп и выделялись своим благочестивым поведением, стремлением соблюдать
силу еврейского религиозного Закона,  тогда как мытари были сборщиками налогов в провинциях Римской империи и крайне непопулярными членами общества.  Однако именно искренне кающийся мытарь,  изображенный в этой притче,  получает оправдание.  С другой стороны,  если вы внимательно вчитаетесь в текст молитвы фарисея, то во второй части вы не найдете ничего
предосудительного:  он искренне перечисляет свои добродетели,  которых достиг. Именно первая часть, где фарисей сравнивает себя с другими и, более того,  с мытарем,  стоящим поодаль,  которого ставит самым последним в ряду «грабителей,  обманщиков и прелюбодеев» –  это делает его молитву недостойной.
Понять многообразие смыслов этой притчи помогает знаменитая гравюра Г. Доре.  


Работа с иллюстрацией позволяет начать дискуссию еще до непосредственной работы с притчей.  Учитель может предложить ученикам описать иллюстрацию,  обратить внимание на средства художественной выразительности,  использованные автором гравюры,  предположить,  о чем
будет идти речь в притче и охарактеризовать двух ее героев,  и,  возможно,  попытаться спроектировать повествование.  После прочтения притчи можно вместе с учениками смоделировать ситуацию, описанную в рассказе.  Мы предлагаем еще несколько притч, глубинный смысл которых можно попытаться раскрыть с учениками на уроке,  например,  в ходе групповой работы:
«Зеркало»  
-  Ребе,  я не понимаю:  приходишь к бедняку -  он приветлив и помогает,  как может.
Приходишь к богачу - он никого не видит. Неужели это только из-за денег?  
- Выгляни в окно. Что ты видишь?  
- Женщину с ребенком, повозку, едущую на базар…  
- Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?  
- Ну что я могу там видеть? Только себя самого.  
- Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра - и
уже видишь только себя.
«Гвозди»
Жил-был юноша с плохим характером.  Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал
забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз,  когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.  
В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился
контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.  
Наконец,  наступил тот день,  когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он
пришел к отцу и сказал ему эту новость.  
Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот каждый раз когда тот не
потеряет терпение. Наконец наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.  
Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько
дырок осталось на воротах.  Никогда они уже не будут такими,  как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах».
«Глупцы»
Настал день и объявился,  наконец,  Мессия,  и всяк пошел к нему со своими бедами и
недугами. Пришел слепой: «Рабби, я не вижу». Возложил Машиах руки на просителя – и тот прозрел.  Пришел глухой –  и он стал слышать.  И горбуна Он выпрямил по просьбе страдальца. И только глупцы остались дураками, ибо никто из них не пришел и не сказал:
«Рабби, я глуп»...

Способы использования притч в учебном процессе:
• Обсуждение основной идеи и смысла истории;
• Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
• Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
• Иллюстрация рассказа  (предложить рисунки,  картинки,  фотографии,
изображения);
• Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
• Выделить ключевые понятия;
• Инсценировка по рассказу (истории)
• Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
• Рассмотреть притчу с ролевой позиции  (представителя определенной
исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли
и т.п.);
• Сравнение нескольких притч

 
 
 
Хостинг предоставил Интернет Хостинг Центр
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
mega-talant.com
Назад к содержимому | Назад к главному меню